предпринимателю

Студент: инструкция по применению

Как правильно брать на работу студентов?
Трудовые отношения — это сложная история. И как во всяких отношениях, здесь нет 100% правых и виноватых. Мы взглянули на трудовые отношения глазами сотрудников, а сейчас посмотрим на ситуацию со стороны работодателей.
Компании нанимают студентов — молодых, амбициозных, активных. Новички нужны, чтобы подменить персонал во время отпусков, разгрузить специалистов, выполнять несложную «пыльную» работу. А еще студент может стать ценным кадром, если его выучить, вырастить «под себя». Они еще не разбираются в ценах на рынке труда и не требуют официального трудоустройства. Готовы работать «за интерес» и предлагают свежие идеи.

Кроме плюсов, компании сталкиваются с рядом проблем: студенты безответственно относятся к своим обязанностям, совершают ошибки по неопытности, готовы бросить работу из-за учебы. О том, как работодатели решают эти проблемы, читайте в статье.

Зачем нанимать студента?

К нам на собеседование пришел студент. Говорит «Я хочу не меньше 25 тысяч рублей.» На вопросы о том, что он готов делать за эти деньги, отвечает: «Ну вы же меня научите». Часто студенты не знают, чего хотят. У них нет большого опыта работы. Оцените способности кандидата. Справится он с объемом работы или нет?
Ольга Ожогова
менеджер по подбору
персонала Батискафа
Студент нужен для замещения основного сотрудника на время отпуска или для помощи в выполнении рутинной работы? Подумайте, как новичка воспримет команда. Возможно, с этой работой справятся другие сотрудники. Определите для себя, чем будет заниматься студент, так ли это необходимо.
Мы для облегчения труда врачей вводили такую должность как медсестра на приеме. Предполагалось, что это будут студенты медицинского ВУЗа. Причем заработок врачей оставался прежним, просто мед. сестра — студент брала на себя часть рутинной работы. Мы потеряли нескольких сотрудников. Врачи не поняли, зачем им нужна мед. сестра — студент. Говорили: «Это зачем? Я сам умею». Врачи восприняли нововведение так, будто они больше не нужны.
Анна Мел
директор Департамента персонала и коммуникаций группы компаний «Тари»

Помогите оформить недостающие документы

Зачастую у студентов мало опыта работы или его вообще нет. Соответственно нет необходимых для трудоустройства документов: СНИЛС — страховое свидетельство, ИНН — свидетельство о постановке на налоговый учет, трудовая и санитарная книжки. Вы отправляете его оформлять документы и теряете сотрудника.
Мы оформляли студента. Отправили его делать ИНН. Он ушел и вернулся только следующим летом, когда повторно попросился на работу. ИНН так и не сделал. Оказалось, парень был иногородний и просто не знал, где можно оформить свидетельство.

Теперь мы выдаем каждому студенту список документов с подробным описанием того, что нужно взять для оформления конкретного документа, нужны ли копии, указываем адреса гос. служб, объясняем, как туда доехать. Говорим, что можно оформить документы с помощью интернета.

Анна Мел
директор Департамента персонала и коммуникаций группы компаний «Тари»

Обсудите со студентом время работы

Студент может неожиданно для вас уйти на сессию, сорваться на пересдачу или пары. Чтобы этого не произошло, и вы экстренно не искали замену новичку, оговорите еще на собеседовании, когда у студента сессия. Возьмите у него учебный график, узнайте, когда дни самоподготовки. И на всякий случай подготовьтесь к замене. Поговорите с коллективом, кто в экстренной ситуации возьмет на себя обязанности новичка.
Мы брали на работу студентов. Преподаватели ВУЗа советовали лучших. Девушки действительно успешно справлялись со своими обязанностями. Проходили испытательный срок и продолжали успешно работать. Но не выдерживали проверку периодом сдачи налоговой отчетности.

Дело в том, что сессия в ВУЗе совпадала с периодом сдачи налоговой отчетности. Этот момент мы подробного оговаривали на собеседовании, составляли вместе график работ. Девушки обещали, что смогут совмещать работу и учебу. Но в самый ответственный момент подводили. И мы решили отказаться от практики трудоустройства студентов.

Елена Ильина
заместитель руководителя Департамента бухгалтерского учета и отчетности Батискафа

Познакомьте студента с компанией

Новичку очень сложно запомнить всех сотрудников. Он путается в отделах, не знает, к кому обращаться с той или иной проблемой. Сотрудникам постоянные вопросы надоедают. В итоге от студента все отмахиваются.

Проведите для студента экскурсию по компании, познакомьте с каждым сотрудником. Если у вас есть политика компании, дайте ему изучить. Так вы избавите себя от долгих разъяснений о корпоративной этике, внешнем виде и должностных обязанностях. Студент сразу поймет рамки дозволенного.
В своей компании мы разработали специальный курс «Введение в должность» для новичков. В нем подробно описали все подразделения, добавили карту компании, карточки с персоналиями. Это отсеивает лишних, убирает ряд вопросов и дисциплинирует новичка. У студента просто пропадает отмазка: «Я не знал, вы мне не говорили».

Вот одно правило из курса «Сохранять добрый микроклимат в компании по отношению друг к другу». Задаю вопрос студенту, который постоянно опаздывает и подставляет своих коллег: «Какой ты микроклимат обеспечил своим опозданием? Этот тебя перекрывает, этот волнуется, этот ругается, потому что у него клиенты, а тебя еще на работе нет. Кому ты легче сделал?» «Никому, мне стыдно. Я живу далеко, у меня старый замок, постоянно заедает».

Ответ о сломанном замке меня не остановил. Я допытывалась до конца. Предложила ему помощь — поменять замок. Предложение в лоб вывело опоздуна на чистую воду, пристыдил. Он озвучил проблему, которая действительно мешает ему вовремя приходить на работу — «хвосты» по учебе. Мы дали ему пару отгулов, чтобы он закрыл долги по учебе и вышел на работу эффективным сотрудником.

Анна Мел
директор Департамента персонала и коммуникаций группы компаний «Тари»

Позаботьтесь о студенте во время работы

Студенты — молодые люди, которые только делают выбор в профессии, учебе, увлечениях и личной жизни. Проявите к новичку чуть больше внимания и терпения. И вы вырастите в своей компании хорошего профессионала.
У нас есть хороший дизайнер. Пришел к нам на вакансию официанта. В итоге стал дизайнером. Также искал себя и в учебе. Сначала поступал на переводчика, потом перевелся в архитектурный, в итоге остановился на профессии дизайнера. И все это время мы терпеливо переносили его переводы, экзамены и бессонные ночи. Сейчас он нашел себя в дизайне, а мы получили хорошего профессионала.
Анна Мел
директор Департамента персонала и коммуникаций группы компаний «Тари»

Чтобы избежать проблем при трудоустройстве студента, соблюдайте шесть простых правил:

1
Определите цель трудоустройства студента
Четко сформулируйте, зачем вы берете на работу студента, чем конкретно он будет полезен. Узнайте о его мотивации. Так вы избежите безответственного отношения к работе.
2
Озвучьте студенту четкий круг его обязанностей
Избегайте размытых формулировок. Четко перечислите студенту, чем он будет заниматься. Иначе в процессе работы столкнетесь с тем, что ваши задачи не будут выполнены.
3
Помогите оформить недостающие документы
Расскажите, какие документы нужно оформить и для чего. Подробно опишите где можно оформить документы и в какое время.
4
Подробно обсудите со студентом время работы
Требуйте у студента его график занятий и сессий. Так вы точно будете знать, когда работник будет отсутствовать.
5
Познакомьте студента с компанией
Проведите экскурсию по предприятию, познакомьте с командой, расскажите о правилах, которые действуют на вашем предприятии. Так вы убережете будущего сотрудника от ошибок и спорных моментов.
6
Позаботьтесь о студенте во время работы
Спросите, как он чувствует себя в команде, какие у него возникли проблемы, в чем нужна помощь. Так вы подчеркнете важность студента для вашей компании. Это заставит новичка ответственней относится к работе.
Какой у вас опыт трудоустройства студентов?
Поделитесь!
Читайте также
Батискаф поможет
Команда профессионалов Батискафа подберет вам подходящего работника. За поиск двух специалистов — скидка 5%, трех — 10%. Поможем оформить сотрудника на работу и привести кадровые документы в порядок. Решим любые трудовые споры. Приходить к нам необязательно — работаем дистанционно.

Звоните, поможем — 8 800 222-57-54
Первая консультация бесплатно
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda