Батискаф поможет
Поможем оценить выбранную франшизу, укажем на риски, проверим контрагентов и составим договор

Миф 1: Франшиза работает сама

Основная проблема будущих франчайзи — уверенность в том, что после покупки франшизы им останется только сидеть и подсчитывать прибыль. На самом деле нет. Торговая марка помогает открыть бизнес, но его развитие — это задача бизнесмена.

При оформлении франшизы покупатель получает франчайзинговый пакет. В нем:

  • информация о торговой марке. Подтверждающие документы на название и торговый знак (патент), описание и пример айдентики, логотипа, визуального оформления бренда;
  • технологии. Подробная документация о способе ведения бизнеса этой торговой марки, ее правила, требования. Материалы о накопленном опыте по работе в этой сфере бизнеса, знаниях и собственных разработках, конкурентные преимущества, УТП (know-how). Часто серьезные франшизы проводят ознакомление франчайзи с уже действующей точкой, объясняя и показывая на практике особенности работы;
  • руководство по франчайзингу. Четкое подробное описание всех действий и процессов, которые могут пригодиться франчайзи в работе. Сюда включаются требования по оформлению залов, графику работы, обучению персонала, дресс-коду, дисциплине. Для каждой сферы бизнеса — собственное руководство. Обычно франчайзи сам разрабатывает и согласовывает проект (планировку, цветовое решение, расстановку оборудования и т.п) с франчайзером, хотя бывает, что эту работу берет на себя компания-франчайзер;
  • обязанности франчайзера. Обычно это поставка товаров, PR-кампания бренда, налаживание связей с клиентами, разработка правил работы — то, что относится непосредственно к бренду;
  • отчисления франчайзеру. В документе прописывают размер паушального (первоначального) взноса, ежемесячного отчисления (роялти) и условия по оплате.

Компания-франчайзер не занимается подбором персонала или места под торговлю. Она не отвечает за правильное ведение бухгалтерии и оплату налогов. Не оплачивает дополнительные расходы и не несет ответственность за порчу товара. Это все ложится на плечи собственника.

Франшиза сама не работает — развивать бизнес должен предприниматель.

Миф 2: Буду работать, как сам захочу

Человек, который начинает работать по франшизе, очень скоро захочет что-то изменить, добавить или убрать. Но — нельзя. Нужно соблюдать жесткие правила, которые установила компания-франчайзер.  Если внедрить что-либо самовольно или снизить стандарты, то компания может отозвать франшизу. Бывает, что за несоблюдение требований предприниматель должен будет заплатить штраф — эти условия прописаны в договоре.

Время от времени франчайзер будет направлять тайного покупателя, чтобы убедиться, что франчайзи работает по правилам. Если обнаружит нарушения, работать под именем бренда уже не выйдет. Деньги за франшизу не возвращают.

Обычно желание работать по-своему возникает у тех, кто уже не первый год предприниматель. Есть собственный выстраданный опыт продаж, организации работы с персоналом и поставщиками, свой стиль ведения дел. Вполне может быть, что другой подход к работе принес бы большую прибыль и привлек больше покупателей. Но хочешь делать по-своему — открывай свое. По франшизе будь добр работать по правилам.

Франшиза — работа по правилам. Хотите делать по-своему — открывайте свое дело.

Миф 3: Я оплачиваю франшизу, все остальное обеспечит франчайзер

Франчайзер обеспечивает только подробной документацией по условиям и правилам работы, все остальное делает сам предприниматель. В некоторых случаях франчайзер может помочь выбрать место и дать советы по запуску. Но не всегда и не каждый. Крупные франчайзеры дают такую помощь, более мелкие — нет.

Бизнесмен должен сам подобрать место для торговли, выбрать систему налогообложения, подобрать персонал, наладить бухгалтерский учет. И если выбор места иногда нужно утвердить с франчайзером, то все остальное его не касается.

Самое сложное — найти помещение и нанять квалифицированный персонал. Это очень важные действия, на которых могут «срезаться» даже серьезные бизнесмены. Вот краткий список вопросов, которые нужно себе задать при выборе места:

  • какая проходимость в выбранном месте?
  • востребована ли услуга у людей, которые посещают это место?
  • готовы ли они специально приезжать сюда за товаром/услугой?
  • есть ли парковка?
  • удобный вход? Есть запасной выход?
  • есть охрана в здании или нужно нанимать свою?
  • есть все коммуникации? Кто оплачивает — арендатор или арендодатель?
  • есть ли складское помещение?
  • можно ли повесить рекламу или для этого нужны разрешения?

Основные вопросы при подборе персонала:

  • нанимать профессионалов или новичков?
  • кто будет обучать персонал? Сколько времени это займет?
  • сколько человек нужно?
  • какой график работы установить?
  • какую зарплату предложить?
  • как проверить компетентность?
  • если сотрудник не выйдет на работу, кто подстрахует в этом случае?

«Персонал — это отдельная головная боль франчайзи. С одной стороны, многим нужна работа. С другой стороны — люди не хотят работать каждый день и безответственно относятся к своим обязанностям. Для многих в порядке вещей просто не выйти на работу или выполнить ее халатно.

Подбор кадров и привязка — это большая проблема для франчайзи, о которой многие не думают и не знают, когда открывают франшизу. Через некоторое время франчайзи понимает, что он очень сильно зависит от людей, которые у него работают, и если у предпринимателя нет опыта привязки персонала и возможности его мотивировать, то бизнес может стать неуспешным.

Уход пары ключевых сотрудников может стать большой проблемой для бизнеса, поэтому вопросы обучения, мотивации и удержания персонала нужно продумать заранее».

Дмитрий Ледянкин
Дмитрий Ледянкин эксперт, бизнес-тренер, владелец франшизы

Те предприниматели, которые решили, что все необходимое для работы им даст владелец франшизы, попадают в финансовую и временную ловушку — не хватает денег на обеспечение полноценной работы бизнеса и нет времени на его изучение и развитие. Поэтому многие прогорают в первые месяцы — переоценили роль франчайзера в бизнесе и не справились с трудностями.

Предпринимателю придется решать вопросы самому — франчайзер помогает наладить внутреннюю работу только советами.

Миф 4: У меня есть деньги на покупку франшизы, этого хватит

При покупке франшизы франчайзер дает оптимистичный усредненный бизнес-план, где выведен примерный срок окупаемости франшизы и сумма инвестиций. Но на самом деле все не так оптимистично. Расходы и инвестиции будут гораздо больше, чем просчитано у франчайзера. Например, у него в бизнес плане заложена аренда помещения 100 руб/м2, по факту аренда оказалась 130 руб/м2. Бюджет увеличился на 30%, это немало. Или увеличились налоги, оплата труда, стоимость доставки грузов — реальная цифра необходимого бюджета может быть в несколько раз больше указанной.

Время выхода на самоокупаемость тоже существенно отличается от расчетных, и у предпринимателя может реально не хватить денег, чтобы довести франшизу до успешного результата.

«По бизнес-плану франчайзера франшиза должна была выйти на самоокупаемость за 3 недели. На деле у меня ушло почти два месяца. Франчайзер не выполнил свои обещания, например, он обещал сделать мне рекламу, но получилось, что он настраивал рекламу целый месяц и весь мой бюджет на нее оказался банально слит. Клиентов с рекламы мы не получили. Офис клиентов тоже не давал, хотя франчайзер мне гарантировал, что поможет в поиске заказчиков.

Пока я надеялся на него — был в минусе. Только после того, как я понял, что компания меня, мягко говоря, «обула», и надеяться нужно только на себя, работа понемногу стала двигаться».

Владислав Поляков
Владислав Поляков бывший владелец франшизы «Сервис грузчиков», основатель сообщества «Отзывы на франшизы»

Рассчитывать сумму инвестиций нужно не только по расходам на аренду, закупку и зарплату. Надо прикинуть, сколько времени придется тянуть бизнес на свои сбережения, пока он не выйдет на самоокупаемость. Поэтому необходимо дополнительно предусмотреть в бюджете минимум 20-30% от суммы, которая планируется на инвестиции и расходы по франшизе.

«Я рекомендую покупать франшизу только тогда, когда есть дополнительные свободные средства, чтобы можно было продержаться первое время, пока бизнес раскрутится и начнет приносить прибыль..Особенно это важно в кризис, когда расчетное время выхода на самоокупаемость увеличивается из-за снижающейся покупательской способности».

Дмитрий Ледянкин
Дмитрий Ледянкин эксперт, бизнес-тренер, владелец франшизы

Нельзя покупать франшизу на последние деньги.

Миф 5: Рекламу и продвижение обеспечивает франчайзер

Франчайзер обеспечивает рекламу и продвижение. Но не франчайзи, а бренда. Он пиарит торговую марку, новые товары или услуги. Продвижение отдельной торговой точки — забота предпринимателя. Покупатели могут знать, какой крутой бренд «Рога и копыта», могут мечтать приобрести его товары, но показать им место, где купить товары компании, должен франчайзи.

Крупные франчайзеры могут помочь в составлении маркетинговой программы, но не всегда. Обычно предприниматель сам разрабатывает план продвижения, придумывает, как он будет привлекать клиентов, какими способами, рассчитывает необходимый бюджет, подбирает инструменты для работы.

«Распространенная ошибка неопытных франчайзи — не использовать маркетинг, надеясь на известность торговой марки. Успех в этом случае маловероятен, так как покупатели просто не знают, куда пойти за товарами/услугами бренда».

Дмитрий Ледянкин
Дмитрий Ледянкин эксперт, бизнес-тренер, владелец франшизы

Еще одна ошибка новичков-франчайзи — не анализировать маркетинг. Аналитика — это важно. Каждое маркетинговое действие нужно тщательно разобрать. Была ли акция успешной, почему нет/да? Почему эта реклама сработала, а другая нет? Сколько клиентов пришло по баннерной рекламе, а сколько по программе лояльности? Чтобы понимать, насколько успешна/не успешна франшиза, все надо считать и анализировать. Единого рецепта успеха не существует. В одном месте может сработать акция на снижение цены,  в другом — бонус за две покупки.

Все, что касается рекламы, продвижения, привлечения клиентов, акций, бонусов и скидок решает франчайзи. Если он не будет этим заниматься, то неизбежно потеряет часть клиентов и недополучит прибыль. Франчайзер за это ответственности не несет.

Миф 6: Не получится — продам

Продать можно успешную франшизу. Убыточную — практически невозможно. Добавить тут нечего.

Можно попытаться вывести франшизу на самоокупаемость, тогда вероятность продажи будет выше. Но сильно рассчитывать на это не стоит — не все хотят покупать геморрой, даже за сумму меньше, чем стоимость франшизы у торговой марки.

«За полгода я еле-еле отбил затраты по франшизе и вышел на небольшую прибыль в 30 000 рублей в месяц. Но это не те деньги, за которые я готов работать 24 часа в сутки, поэтому я ее продал. Искал покупателя недолго, потому что бизнес был в плюсе, если бы фирма была в минусе, я бы не смог ее продать или продал бы с большими убытками для себя».

Владислав Поляков
Владислав Поляков бывший владелец франшизы «Сервис грузчиков», основатель сообщества «Отзывы на франшизы»

Если франшиза «не стреляет», не выходит на самоокупаемость и прибыль, выход только один — работать, работать и еще раз работать. Ну, или закрыть дело и потерять несколько миллионов рублей.

Что советуют эксперты

Владислав Поляков:

«Тщательно изучайте отзывы о франшизе. На официальных площадках, где представлены франшизы, отзывы чаще всего написаны представителями самой компании, там нет негатива и информация слишком радужная. Самые адекватные отзывы во «ВКонтакте» и на форумах.  Ищите черные списки, требуйте у компаний номера их партнеров, звоните партнерам и общайтесь лично. Прежде, чем доверять, проверьте 1000000 раз».

Дмитрий Ледянкин:

«Узнайте, сколько лет франшизе. Сколько у нее собственных точек, сколько — франчайзи. Сколько открылось за год, сколько закрылось. Если открывается больше, чем закрывается — это хорошо. Уточните размер паушального взноса и роялти. Если паушальный взнос большой, а роялти — маленький, имеет смысл проверить компанию-франчайзера более тщательно. Вероятно, что вам пытаются продать не франшизу, а идею.

Изучите документы по правам и обязанностям сторон. Уточните у франчайзера насчет поддержки и обучения персонала. Не торопитесь покупать франшизу — сначала тщательно все продумайте и изучите».

Итак, подытожим. Не все, что думают о франшизах — правда.

  1. Франшиза сама не работает. Чтобы она стала приносить прибыль — нужно работать, работать и еще раз работать.
  2. Франчайзер не делает рекламу магазину. Пиар, привлечение посетителей, маркетинговые акции — дело бизнесмена.
  3. Франчайзер не решает внутренние проблемы, он может помочь только советами.
  4. Франчайзер отзовет франшизу, если будут нарушены условия договора. Деньги не вернет.
  5. Нельзя покупать франшизу на последние деньги, должен быть финансовый запас.
  6. Если бизнес убыточен, продать его маловероятно.
Следующая статья
Блокировка счета по №115-ФЗ
10 сен. 2018
9 мин.
15 826

Блокировка счета по №115-ФЗ

Как не допустить и что делать, если заблокировали