Батискаф поможет
Мы поможем выстроить бухгалтерский учет и успешно пройти налоговые проверки без стресса, поскольку проверки у наших клиентов проходят на нашей территории. Бухгалтеры всегда на связи и готовы помочь.

Как работают серые и черные схемы

Чаще всего предприниматели пытаются уменьшить налоги за счет:

  1. Фиктивного использования льготных режимов. Например, мимикрируют под инновационные предприятия, которые имеют право не платить НДС. На самом деле, все инновации только на бумаге, ничего нового в компании никто не придумывает. Если вскроется — доначислят НДС, штрафы и пени. Проверят не только наличие производства заявленной продукции, но и ее инновационность.
  2. Перевода штатных сотрудников в ИП на УСН. Мы писали о том, как законно вывести наличку из ООО таким образом. Это не черный метод. Если подойти с умом, соблюсти ряд требований и действовать на самом деле в интересах компании, то проблем не будет.
  3. Формального дробления бизнеса, когда одну большую компанию делят на десяток мелких фирмочек и ИП. Их потом переводят на ЕНВД, УСН или патент, чтобы платить меньше налогов. Налоговая быстро вычисляет одинаковые адреса, одинаковых руководителей и даже одинаковые IP-адреса.
  4. Фиктивных поставок. Когда компания оказывает услуги или продает товары, получает прибыль, но для уменьшения базы исчисления налогов добавляет промежуточное звено. У этого посредника фирма якобы заказывает услуги или покупает товары, уменьшая сумму прибыли в 10 и больше раз. Промежуточные траты идут в расходы, размер НДС и налога на прибыль тоже уменьшится в 10 и более раз.

Последний способ — самый частый. Если надлежащим образом оформить фиктивную поставку, к основным документам не придерешься. Но налоговики проверяют не только легальность, но и реальную возможность совершения сделки. Копают глубоко и обращают внимание на любые мелочи.

Так, как это было с нашим клиентом, для которого попытка уменьшить чистую прибыль при помощи фиктивной покупки услуг окончилась доначислением налогов и штрафов на 6 000 000 рублей.

Учитывая этот опыт, мы составили для вас 5 советов, как не вызывать подозрений у налоговой. Ну, или грамотно себя обезопасить, если допускаете рискованные схемы (только тогда мы вам этого не говорили).

Наш клиент — компания-грузоперевозчик. В его распоряжении парк машин, которые перевозят различные грузы. Чтобы уменьшить налоги, они купили документы на фиктивные услуги — транспортировку грузов машинами подрядчика. Именно достоверность этих услуг потом и стала проверять налоговая.

1. Не связывайтесь с однодневками

Налоговая называет однодневками те компании, которые создаются без цели ведения предпринимательской деятельности и не обладают фактической самостоятельностью. В приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговики приводят 12 признаков для самостоятельной оценки контрагентов. Среди них — убыточность на протяжении нескольких периодов, длинные цепочки контрагентов, миграция между налоговыми органами, зарплата сотрудников намного ниже среднего показателя по рынку.

Наш клиент (назовем его для наглядности компания «Икс») выбрал две фиктивные фирмы, которые по всем параметрам вызывали подозрения:

  • На момент проверки налоговая не смогла найти ни одного руководителя — все они куда-то исчезли и не выходили на связь.
  • По указанному адресу этих компаний тоже не оказалось, хотя по своему роду деятельности это были транспортные компании, у которых как минимум должен быть офис.
  • На балансе компаний не было ни одного грузового автомобиля, никто не платил транспортный налог. У транспортной компании ни одной машины в парке — странно, как минимум.
  • Постоянных сотрудников тоже не оказалось — в штате компаний числились только руководители. Зарплаты, соответственно, тоже никому не платились, хотя услуги предоставлялись.

Уже этого достаточно, чтобы вызвать у налоговой подозрения. Но дальше больше.

2. Фиксируйте переговоры

Если компания вызовет подозрения у налоговой, важна каждая мелочь. Например, у нашего клиента был только факт покупки услуг у подрядчика. Ни общения по почте, ни переговоров в мессенджере, никаких подтвержденных фактов общения с исполнителем. Конечно, это не прямое доказательство мошенничества — можно было удалить переписку, можно было общаться по телефону или лично. Но если бы доказательства были и клиент показал бы договоренности посредством email, ему было бы проще защищаться.

Особенно важно это учесть, если подрядчик из другого (удаленного от вашего) города. Сюда же можно отнести наличие сайта, активной рекламы своих услуг подрядчиком. Потому что если этого нет, то как вы вообще узнали о каком-то там перевозчике (строителе, разработчике — подставить нужное), который находится от вас за тридевять земель.

Кстати, этот пункт относится не только к руководителям. Например, если ваш руководитель склада или кладовщик, которая подписывает накладные, не знакома с поставщиками, которые якобы передали ей этот товар (выясняется простым допросом), это наводит на мысли о фиктивности сделки.

Косвенно, но все это капает в копилку обвинительных доказательств.

3. Не светитесь с выводом денег

Один из серых способов вывести наличку из ООО, попутно уменьшив базу для налогообложения, — устроить сложную цепочку из фиктивных сделок. На конце такой цепи всегда ИП, который имеет право вывести деньги, заплаченные за несуществующие услуги, в личное пользование. Эти наличные за определенный процент без лишнего шума возвращаются в самое начало цепочки — владельцу ООО.

Свои фиктивные услуги компания «Икс» тоже купила у подставных компаний по знакомой схеме. Эти компании перевели деньги на счета других подрядчиков. И уже следующим шагом эти индивидуальные предприниматели вывели наличку на счет… кого бы вы думали? Руководителя компании «Икс».

Это могло прокатить тогда, когда у налоговой не было мгновенного доступа ко всем операциям компании, включая всю цепочку движения денег. Сейчас такая схема приводит только к доначислению налогов, штрафам и пеням.

Важно понимать, что даже если вы имеете дело с честным подрядчиком, платите ему за реальные услуги, а тот разом, в тот же или на следующий день, выводит все деньги со счета физическому лицу, это дает право налоговой заподозрить в махинациях именно вас. Поэтому так важно собирать по ходу работы все доказательства реальной работы.

4. Убедитесь, что можете подтвердить реальность сделки

Даже если вы ничего не нарушаете. Если нарушаете, тем более обращайте внимание на каждую мелочь!

Например, по договору компания «Икс» покупала у подрядчика услуги по перевозке грузов из точки А в точку Б. Если бы владелец «Икс» посмотрел на ситуацию не только с точки зрения самого факта, но и прикинул, а могла ли вообще состояться такая перевозка, он бы и сам заметил то, до чего докопались проверяющие из налоговой:

  • Они сделали запрос в ГИБДД и выяснили, что машины, которые должны были двигаться из точки А в точку Б, в это время находились в точке В — за сотни километров от указанного маршрута. Доказательством в таком случае может служить, например, штраф за нарушение ПДД.
  • Налоговики обратили внимание на то, что на перевозку данного груза Ространснадзор должен выдать специальное разрешение. Разрешение никто не выдавал, а значит, в налоговой делают вывод, что машины на маршрут не выезжали. Можно спорить — доставку могли делать и с нарушениями, без разрешения, но косвенно доказательство приобщили к делу.
  • На допросе директор компании «Икс» заявил, что перевозку грузов именно этими подрядчиками может подтвердить принимающая сторона. Но так как поставки были фиктивными, принимающая сторона ничего не получала, в схеме не участвовала и ничего не подтвердила.
  • По документам груз должна была сопровождать машина охраны, чтобы исключить чрезвычайные ситуации в дороге. Указанная по документам охранная компания также сообщила проверяющим, что с их стороны в сопровождение к указанным машинам никто не выдвигался.
  • Одна из машин, которые якобы везли груз, во время перевозки была в собственности другого владельца и под другим государственным номером. А зарегистрировали грузовик за нынешним номером на полгода позже, чем оказывалась услуга. Никто это не проверил и просто вписал в фиктивные документы имеющиеся машины.
  • Ни один из водителей не явился на допрос налоговой.

Еще один не наш пример, но тоже из похожей отрасли. Налоговая может легко заподозрить неладное, если для транспортировки грузов выписывается неподходящий для этого транспорт. Например, для доставки бетона в договоре указаны самосвалы.

Как вы уже поняли, чтобы выявить попытку уклониться от уплаты налогов, проверяющие не просто приходят и смотрят на ваши бумаги. Список работ иногда просто колоссальный:

  • запрашиваются сведения из ЕГРЮЛ и открытых внешних источников;
  • запрашиваются банковские выписки;
  • смотрится штатное расписание;
  • поднимаются приказы о назначении лиц, ответственных за финансы;
  • проверяется договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • сверяются доверенности на совершение отдельных действий;
  • смотрят должностные инструкции лиц, ответственных за финансы;
  • выслушиваются объяснения должностных лиц и самого налогоплательщика;
  • устраивают встречные допросы налогоплательщика для сопоставления показаний различных лиц;
  • требуют любые сопутствующие документы;
  • делают осмотры складов, офисов, гаражей и любого имущества налогоплательщика;
  • направляют запросы в банки.

Никакие оправдания не действуют. Если налогоплательщик хотел исключить банкротство, должен был подать заявление на отсрочку платежей. Если директор не знал о сделке, его могут заподозрить в номинальности — его же подпись как-то оказалась на акте приемки работ. Если руководитель захочет свалить вину на бухгалтера, это тоже не станет достаточным основанием, чтобы оправдать любые попытки уклониться от налогов.

Как защититься во время проверки

  1. Быть готовым ответить на вопросы об экономической обоснованности сделок, которые проверяет налоговая.
  2. Предоставить данные о процессе отбора контрагента. Показать свою заинтересованность в этом — указать, каким способом проверяли благонадежность поставщика, какими сервисами для этого пользовались, какие результаты получили.
  3. Предъявить деловую переписку. Рассказать, где происходили встречи, с кем из сотрудников подрядчика вы общались, какие решения принимались.
  4. Подтвердить, что для выполнения договора у подрядчика есть все нужные ресурсы — автомобили, сотрудники с нужной квалификацией, денежные средства и даже погодные условия. Например, на фиктивность сделки может указать даже закупка спецодежды не по сезону.
  5. Подготовить своих сотрудников для допроса. Если есть возможность, отправить на допрос сотрудников в сопровождении юриста.
  6. Убедиться, что работники подрядчика, исполняющие услуги, — это реальные люди с нужным образованием и навыками.

Если сохранять бдительность, будет проще доказать свою невиновность. Даже если контрагент без вашего ведома нарушит налоговое законодательство, из-за чего вам предъявят претензии, у вас будут основания защищаться. А значит, вы сможете перевести дело в суд, где собранные доказательства подтвердят вашу невиновность.

Следующая статья
Как автоматизировать бухгалтерию
26 окт. 2018
10 мин.
964

Как автоматизировать бухгалтерию