Предпринимателю

Регистрация товарного знака

6 причин, по которым это важно сделать
Вы владеете бизнесом, который развивается и приносит доход. Название, логотип и фирменные цвета вашей компании ассоциируются с качеством и надежностью. И вдруг на рынке появляется компания-клон. Оказывает те же услуги, скопировала ваше название и корпоративный стиль. Неприятно, но дальше хуже — они регистрируют товарный знак и подают на вас в суд.
Регистрация товарного знака защищает бизнес и дает компании возможность зарабатывать больше. Мы расскажем, почему стоит начать эту процедуру прямо сейчас.

Что может быть товарным знаком?

Товарный знак еще называют торговой или товарной маркой. Классификацию можно найти в статье 1482 Гражданского кодекса
1
Словесные
Это названия товаров, компаний, даже рекламные слоганы. Например, Coca-Cola, Jaguar, «Летайте самолетами Аэрофлота!», «Connecting people».
2
Изображения
Изображение предметов, людей, геометрических фигур, символов и т. д. Например, яблоко Apple, галочка Nike.
3
Оригинальная форма товара или его упаковки
Например, бутылка причудливой формы или флакон духов.
4
Комбинация текста и изображения
Мы привыкли называть такие знаки логотипами. Пример — товарный знак Батискафа.
Узаконить право на товарный знак
так же важно, как оформить на себя
помещение или оборудование
Гражданский кодекс упоминает и «другие обозначения». Это могут быть звуки, запахи, имена, буквы и цифры.

Всем знакомо львиное рычание от «Metro Goldwin Mayer» или музыкальная заставка «Поле чудес», Hilton или LV (Луи Вюиттон). А в Европе зарегистрирован цветочный аромат для автомобильных покрышек и запах скошенной травы для теннисных мячиков.

В общем, если есть у вашей компании какая-то особенная узнаваемая «фишка» — спросите нас, скорее всего, ее можно зарегистрировать.

Регистрируй, чтобы не потерять

Не потерять деньги, честную репутацию и возможность развития компании. Не обесценить интеллектуальную работу, вложенную в бизнес.

Давайте разберемся, что будет, если знак не зарегистрирован.
1
Не сможете приструнить недобросовестных конкурентов
По закону можно доказать свою правоту, даже если знак не зарегистрирован. Но на деле это сложно, долго и затратно.
Вполне можете оказаться в равных с ответчиком условиях, и не обязательно суд примет вашу сторону. Как минимум должны будете доказать, что знак узнаваем на рынке. Потратите деньги, время — и не факт, что получится. А если «захватчик» уже начал процедуру регистрации, то у него даже будет преимущество. Успел зарегистрировать первым — вообще сможет вас шантажировать или первый подаст в суд.
Зинаида Романова
юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа
История с форума
Фрилансер создал мне логотип. Через полгода другая компания взяла часть этого логотипа из портфолио дизайнера и использовала его как свой. На мою просьбу убрать лого и не нарушать мои права на интеллектуальную собственность они ответили отказом. Заявив, что подали все документы на регистрацию товарного знака, и что это я должен убрать разработанный для меня логотип с моего же сайта. Ходил к юристам — сказали, что шансов доказать свою правоту немного… Не знаю, стоит ли судиться?
Другое дело, когда знак находится под охраной. Тогда и компенсацию получите, и сам процесс пройдет довольно быстро — вам нужно будет собрать примеры незаконного использования вашей торговой марки и представить их суду. Например, совершить контрольную закупку контрафактного товара или показать рекламные материалы ответчика с украденным фирменным стилем.
2
Инвестиции в бренд окажутся бесполезными расходами
Брендинг — это всегда затраты на дизайнеров, копирайтеров, маркетинг и пиар.

Например, цены на создание фирменного стиля в некоторых студиях начинаются от 1 000 000 и достигают 50 000 000 рублей.
Кроме денежных расходов есть бесценные активы — идея или концепция
После того, как вас начнут копировать другие компании, результаты этого труда обесценятся. Если компания успешна и имеет зарегистрированный товарный знак, то он, наоборот, с каждым годом дорожает.

Поэтому перед тем, как вкладываться в производство и маркетинг, разумнее зарегистрировать товарный знак.
3
Потеряете деньги и репутацию
Если в вашей сфере существует компания-близнец, то и клиенты будут вас путать и покупать их товар или заключать с ними договоры на обслуживание. Вы потеряете долю рынка, и все «косяки» той компании могут относить на ваш счет.

Это касается не только тех, кто полностью копирует другие компании. Иногда конкуренту достаточно подобрать своей фирме очень похожее название.
Примеров в судебной практике немало. В Челябинске есть завод «Триумф», он производит теплообменное оборудование. Продукция известна покупателям, товар сертифицирован. Когда география поставок продукции вышла за пределы региона, предприятие получило предложение от екатеринбургской фирмы «Империя», которая хотела стать дилером. Они договорились о сотрудничестве, завод указал компанию в качестве официального дилера на сайте, но через некоторое время заказчики начали выходить на «Триумф» напрямую. А дилеры стали терять часть прибыли. Тогда «Империя» создала новый сайт и учредила компанию «Завод-Триумф». Вскоре стали приходить жалобы на продукцию завода «Триумф». Когда начали разбираться, оказалось, что товар, о котором говорили недовольные, производили в Екатеринбурге — тот самый «Завод-Триумф». Выяснилось, что бывшие дилеры продавали контрафакт плохого качества, притворяясь челябинским заводом. Юристы завода обратились в суд.
Зинаида Романова
юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа
4
Сами окажетесь нарушителем закона
В процедуру регистрации входит тщательная экспертиза, во время которой ищут похожие до степени смешения товарные знаки. Возможно, вы опоздали и вам откажут, а это предостережет вас от использования чужой товарной марки.
Если вы пренебрегли регистрацией, то правообладатель может подать на вас в суд и потребовать денег
Судиться всегда неприятно, но это не самое страшное. Заплатили штраф, а что дальше? Или ребрендинг или покупка прав на использование товарного знака.

К примеру, сеть ресторанов «Печки-Лавочки» (бывшие «Жили-Были») из-за проблем с правами потратила около 18 миллионов рублей на обновление интерьеров, вывесок, формы официантов и т. д. Это не считая затрат на рекламную компанию, где сообщалось, что они — это они, просто теперь под другим брендом.
Тем более не советуем нарушать закон сознательно. Однажды к нам обратился владелец небольшого канцелярского магазина. Ему пришла официальная претензия от собственника товарного знака «Me to you» компании «Carte Blanche Greetings Limited». Представитель компании купил в его магазине блокнот с известным изображением медвежонка с заплаткой, покупка подтверждалась чеком и видеосъемкой. Прав на продажу этого товара у магазина, не было. Правообладатели предложили в досудебном порядке выплатить им 50 тысяч и добровольно убрать из магазина всю канцелярию с мишками. Магазину пришлось выполнить их требования.
Зинаида Романова
юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа

Штрафы за незаконное использование товарного знака

1
Административная ответственность
Любое незаконное использование — от 50 000 до 200 000 рублей.

Производство и реализация товара под чужим знаком — штраф размер пятикратной стоимости товара (но не меньше 100 000 рублей) + конфискация товара.
2
Уголовная ответственность
Штраф 100 000 — 300 000 рублей. Кстати, в Уголовном кодексе предусмотрен еще вариант: штраф до 80 000 рублей + лишение свободы до 2-х лет.

Извлекайте выгоду

Процедура регистрации длительная и сложная, но она того стоит.

Зарегистрированный товарный знак с лихвой вернет деньги, потраченные на регистрацию, и поможет наказать тех, кто на него посягает:
1
Вы сможете продавать права на использование вашего товарного знака
Именно так работает система франчайзинга. Франчайзи будут платить роялти и паушальные взносы, а ваш бренд будет развиваться и захватывать новые территории, следовательно — дорожать.

Под залог товарного знака можно оформить кредит на развитие бизнеса. А при продаже компании в ее стоимость включается и стоимость торговой марки.
2
Будете получать компенсации за незаконное использование вашего знака и возмещение убытков
Гражданский кодекс предусматривает 2 типа компенсации: от 10 000 до 5 000 000 рублей двукратный размер стоимости товара, на котором незаконно размещен товарный знак.

Разброс большой, так как размер компенсации и убытков в каждом конкретном случае определяет суд.

Этапы, сроки и стоимость

Собрать все нужные документы и правильно их оформить без юриста непросто, но это еще полдела.

Величина госпошлин может меняться в зависимости от количества видов вашей деятельности, их фиксированные ставки тоже нужно проверять на актуальность. Запутаться легко.
Патентный поиск — 7 рабочих дней
Это предварительная проверка, которую проводит Торгово-промышленная палата. Проверяют реестр и заявки, которые уже в работе — вдруг такой товарный знак уже зарегистрирован или находится в процессе регистрации.

Цена: 4 720 рублей. Госпошлин на этом этапе нет.
Регистрация — 12 месяцев
Почему так долго? Дело в том, что на этом этапе Роспатент проводит основательную экспертизу вашего знака. Определяет классы Международной классификации товаров и услуг — от них зависит размер пошлины.

У ведомства также могут возникнуть к вам дополнительные вопросы, или попросят прислать какие-то материалы.

Цена: 29 500 рублей. Госпошлины: 15 000 + 2500 рублей за каждый дополнительный класс.

Итого: минимум 44 500 рублей.
Выдача свидетельства — 60 рабочих дней
Если Роспатент принял положительное решение, то его заключение отправляется на регистрацию товарного знака в реестре и выдачу свидетельства.

Цена: 3 540 рублей. Госпошлины: 16 000 рублей + 1000 (если классов больше 5).

Итого: 21 540 рублей.
Интересно, что патентный поиск можно миновать, но делать это опасно. В случае отказа вам не вернут стоимость услуг и пошлины, а они на этапе регистрации почти 50 000 рублей.
Понравилась статья?
Делитесь ей в социальных сетях!
Читайте также
Батискаф поможет
Поможем зарегистрировать ваш товарный знак — у юристов Батискафа есть опыт полного сопровождения процедуры. Соберем нужные документы, предоставим актуальную информацию по ценам и согласуем все платежи. Будем держать с вами связь на всех этапах регистрации.

Оставьте заявку или позвоните — 8 800 222-57-54 — поможем.
Первая консультация бесплатно
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda