Батискаф поможет
Открываете бизнес? Поможем зарегистрировать ИП или ООО. Звоните, профессионалы всегда на связи и готовы помочь.

Но понятия «фактический адрес» не существует, вы обязаны зарегистрировать организацию по реальному месторасположению. Это называется сменой юридического адреса, и ее не всегда легко осуществить.

Хорошо, если вы сами своевременно решили сменить юридический адрес или начали этот процесс сразу после получения письма из ФНС.

В информации для контрагентов компания может указывать свой фактический (почтовый) адрес рядом с юридическим, но это не освобождает ее от ответственности за недостоверные сведения.

В последнее время налоговики массово стали отправлять старым и новым компаниям уведомления о том, что сведения об адресе в ЕГРЮЛ недостоверны. Но предприниматели все равно не спешат в налоговую — не знают, чем им может грозить такая беспечность.

Компания получила письмо о недостоверности сведений. Директор не придал ему значения и отложил на потом — был самый разгар сезона продаж, заниматься бумажками некогда. Когда пришло время сдавать отчетность, бухгалтеру не удалось отправить ее в электронном виде. Почти одновременно с этим банк заблокировал все счета. Работа встала, сорвалась крупная сделка. Директору и это стоило нервов, немалых денег и репутации.

Чтобы избежать таких неприятностей, на письмо нужно отреагировать в течение 30 календарных дней, предоставив верные сведения.

Почему важно подать реальные сведения?

Уведомление могут и не прислать, а устроить проверку «на месте» и составить протокол осмотра объекта недвижимости. И если сведения об адресе посчитают фиктивными, то компания попадет в «черный список» — с сентября этого года запись о недостоверности вносится в ЕГРЮЛ.

Самые распространенные основания для «черного списка»:

  • Письма из налоговой возвращаются обратно с пометкой «не доставлено»
  • Компания находится в здании, где множество офисов, а номер вашего офиса в реестр не внесен
  • На двери нет вывески/таблички и инспектор при проверке здания посчитал, что вас там нет

Последствия для бизнеса будут самые неприятные. Директора оштрафуют на 5000 − 10 000 рублей, но это еще мелочи.

Вы не сможете получить и переоформить электронную подпись, зарегистрировать новую компанию. Банк будет контролировать операции по счетам или полностью их заблокирует, а другой банк откажет в открытии счета. Возможно, вы потеряете доверие партнеров и они перестанут с вами сотрудничать.

Если запись о недостоверности будет фигурировать в ЕГРЮЛ дольше 6 месяцев, то вас вообще исключат из реестра.

По новому закону это сделают без суда. После этого новую компанию с вашим участием не зарегистрируют еще 3 года.

Куда обращаться и какие брать с собой документы?

Если в уставе организации в качестве адреса указан только населенный пункт (например, г. Хабаровск), то сменить адрес будет легче и госпошлину платить не нужно.

В налоговую инспекцию подаем:

  • форму Р14001, заверенную у нотариуса (стоит это 1500 рублей)
  • документы, подтверждающие, что компания находится по новому адресу (свидетельство о собственности, договор аренды либо гарантийное письмо)
  • протокол общего собрания или решение о смене адреса, если учредитель один

Указали в уставе полный адрес организации — порядок смены будет другой. В этом случае заполняется и заверяется форма Р13 001, оплачивается пошлина в размере 800 рублей и в пакет документов добавляется устав организации с изменениями.

Кстати, подавать документы нужно в ИФНС по прежнему адресу. Через 5 рабочих дней можно будет получить лист записи из ЕГРЮЛ с новым адресом.

С какими проблемами сталкиваются предприниматели при смене адреса?

Предприниматели подают заявление в ИФНС, но в регистрации им отказывают, при этом регистрационные действия приостанавливают на 30 дней. Отказ приходит с формулировкой «Недостоверность представленных сведений». Как такое может быть?

Налоговая объясняет отказ так:

1.  Вы не указали в договоре аренды номер офиса или этаж.

«С этим наши юристы уже сталкивались. Директор при подаче заявления указал улицу, номер дома и номер офиса — 303, посчитав, что этого достаточно. Но в здании 12 этажей, и компания получила отказ».

Зинаида Романова
Зинаида Романова юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа

2. Офис компании находится по адресу массовой регистрации — то есть там зарегистрирован еще десяток компаний. И неважно, что именно вы работаете в этом помещении.

«С такой проблемой предприниматели приходят регулярно. Заключили договор аренды с собственником, заехали в офис, подали документы на регистрацию нового адреса. Им отказывают, ссылаясь на массовость регистрации по этому адресу. Директор в недоумении, ведь никаких соседей по факту нет. Оказывается, недобросовестный собственник помещения так зарабатывает на продаже адреса компаниям-однодневкам».

Зинаида Романова
Зинаида Романова юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа

3. Собственник помещения не подтвердил факт аренды. Например, был в отпуске или командировке и не знал, что ему пришел запрос из налоговой.

4. Инспекторы обследовали помещение и составили акт, по которому вашей организации в нем нет. Такой случай тоже был в практике Батискафа.

«Организация переехала в новое здание, и вход в их офис теперь находится со двора. Учредители собрали все документы и подали заявление о смене юридического адреса, но налоговики им отказали, сославшись на то, что сведения недостоверные. Оказывается, они произвели осмотр здания, но во дворы не заходили, в акте написали, что компании по указанному адресу нет. Юристы Батискафа обжаловали решение об отказе в регистрации и получили положительный результат».

Зинаида Романова
Зинаида Романова юрист Департамента
правового обеспечения Батискафа

5. В официальном классификаторе адресов (КЛАДР) нет вашего адреса. Например, фирма находится на ул. Ленина д. 10 В, а в КЛАДР числится только ул. Ленина, д. 10.

Мы привели лишь несколько оснований для отказа, они могут быть и другими.

Что делать?

Перед тем, как подавать заявление на смену юридического адреса, обязательно приведите в порядок все документы — проследите, чтобы адрес компании был указан полностью, вплоть до номера комнаты. Если не совершите ошибок на этом этапе, то велика вероятность, что компании успешно присвоят новый адрес.

В заявлении укажите свой телефон, чтобы при выездной проверке сотрудники инспекции смогли уточнить, как вас найти

До заключения договора аренды проверьте адрес на массовость. Сделать это можно в интернете на специальном сервисе налоговой инспекции. Если вы не уверены, что хорошо подготовились и всё сделали правильно, то лучше сразу привлекайте юристов. Это защитит вас от главной беды — убытков, которые понесет компания, если ее деятельность будет остановлена.

Следующая статья
Пять стереотипов, которые гарантируют ошибки при найме
25 окт. 2017
7 мин.
248

Пять стереотипов, которые гарантируют ошибки при найме